Заветы юности | Воспоминания о будущем | Testament of Youth (2014)


 
1918-й год. Только что стало известно о заключении Компьенского перемирия с Германией. Улицы Лондона наводнены ликующими толпами, и прокладывающая себе сквозь них дорогу худощавая молодая женщина кажется потерянной в этом людском море. Наконец ей удается юркнуть в густую тишину полупустой церкви и перевести дух. Женщину зовут Вера Бриттен, и пока она стоит там, в полутьме, мы услышим ее историю.

Силой кино мы переносимся на четыре года назад, в лето 1914-го года. Вера проводит его со своим младшим братом и его друзьями по военной школе. Последние каникулы перед выпуском - и их уже ждет Оксфорд, а затем идеально выписанное будущее для английского мужчины из аристократической семьи. Однако того же хочет и Вера, пока ее отец - увы, безуспешно! - пытается наставить ее на традиционный путь степенности и замужества. Недавно женщины были допущены в Оксфорд, правда, пока лишь только в колледж Соммервилл, и без возможности получения ученых степеней, но это ведь только первый шаг. Когда-нибудь она исполнит свою мечту и станет писательницей. А пока - прохладное лето и неожиданно нагрянувшая первая любовь в лице Роланда Лейтона, приятеля брата, тоже мечтающего найти себя в писательстве, точнее - в поэзии.

Почти незаметно для окрыленной Веры начинается война, и жестоко опускает ее с небес на землю - Роланд уходит добровольцем на фронт, а затем туда отправляется ее брат Эдвард, и менее удачливый поклонник Веры Виктор, и друг брата Джоффри, и целое поколение молодых мужчин. А Вера покидает Оксфорд, сначала становясь медсестрой в одном из лондонских госпиталей, а затем и на передовой, во Франции. Начинают приходить первые скорбные вести, а еще через некоторое время Вера теряет своего возлюбленного Роланда - как раз накануне их свадьбы. Затем ей предстоит потерять своего брата Эдварда, и всех друзей, что ушли тогда на войну добровольцами. Проходит сезон за сезоном, война все не кончается, Вера видит только раненых, перепачканные простыни и зарево боев неподалеку. И однажды, держа за руку раненого немецкого солдата, отчаянно взывающего к своей невесте, и не видящего, что перед ним совсем не она, Вера понимает, что ей суждено стать голосом этих людей, чьи жизни растоптала война, - по обе стороны конфликта. Так она становится одной из ярчайших женщин эпохи, пацифисткой и автором гимна потерянному поколению - своих мемуаров под названием "Заветы юности".

Фильм представляет собой экранизацию этих мемуаров, воспоминаний Веры Бриттен о годах войны, поэтому в нем практически отсутствует саспенс и вообще какая-то выдающаяся сюжетная арка. Даже если за просмотр возьмется зритель, не читавший синопсиса, ему все станет понятно, как только на экране вспыхнут роковые слова "1914-й год". Станет ясно, какова будет судьба Роланда, и Эдварда, и других. Кино о войне, как правило, не снимается для того, чтобы представить зрителю захватывающий сюжет с неожиданными поворотами и леденящими кровь тайнами. Действительно, не нужно изобретать велосипед, когда речь идет о войне - что может быть проще и пронзительнее, чем человеческие чувства и судьбы, растоптанные ее башмаком... Однако в случае "Заветов юности" именно в аспекте киноадаптации, - вполне уместна поговорка "простота хуже воровства".

Он начинается как обычная костюмная драма - внимание к деталям, красивые костюмы и декорации, поэтично размытый задний фон, все это должно настроить зрителя на эффективное усваивание духовного, высоконравственного материала. Первые полчаса фильм кажется довольно скучным, примерно настолько, насколько скудна его цветовая гамма. Но в последствии становится очевидно, что это - главные козыри фильма, внешняя эстетика (для меня, впрочем, сомнительная) и прописные идеалы.

Не поймите меня неправильно - такие фильмы, как "Заветы юности" должны сниматься, и говорить о Первой мировой войне нужно. Проблема лишь в том, что он ничего не дает зрителю, даже совсем не сведущему в истории мировых войн.  Он словно показывает ему табличку с нацарапанным на ней словом "война", после которой воображение зрителя начинает активно работать, подкидывая всю известную информацию, с которой это слово ассоциируется. Покуда нам рассказывают о мечтах и увлечениях героев - мы держим в уме, что им не суждено сбыться. Когда героиня отправляется работать медсестрой - мы вспоминаем совокупные потери всех сторон конфликта в этой войне, вспоминаем ужасное действие мин, химического оружия, тяжелой артиллерии. Вот и выходит, что на протяжении фильма мы, наш разум, наша память, наш интеллект работают больше, чем видимо отработала съемочная группа фильма. 

Ни одна из тематик фильма не раскрыта - везде царят полумеры. Фильм говорит о потерянном поколении - сотнях тысяч мужчин, ушедших на войну, и так с нее и не вернувшихся, через призму маленького мира Веры Бриттэйн. Ее мир война опустошила - унесла ее любимого человека, дорогого брата и друзей, уничтожила ее мечты, растоптала юность. В жизни Веры отразились сотни тысяч жизней других женщин, словно тоже не вернувшихся с войны вместе с любимыми, души которых будто выжгли тем самым химическим оружием, которое так активно применялось на фронтах. Но вышло ли у фильма затронуть внутренние нити душ зрителей? Не уверена. Конечно, во время просмотра сердце щемит не раз, и к горлу подступает комок, но заслуга ли это фильма? Несмотря на визуальную щедрость, с точки зрения чувств фильм вторичен и спекулирует на податливом воображении зрителя.

Или вот пацифизм, лицо которого на многие годы почти слилось с лицом Веры Бриттен, которая даже была внесена нацистами в список людей, подлежащих немедленному уничтожению в случае захвата Британии. Тоже как-то мимо пролетел, заодно с феминизмом. Одна фраза героини о том, что она не собирается искать себе мужа, да пара фраз, которыми она призывает своих земляков отказаться от планов мести германцам - вот и весь пацифизм, вот и весь феминизм. Туда же отправляется и тема жизни Веры после войны, сосредоточенная в одной только, пусть и правильной, но банальной фразе Винифред Холтби, о том, что нужно учиться жить и с призраками войны, да паре сцен, будто специально снятых для завсегдатаев Tumblr'а.

Мне кажется, вся проблема в том, что фильм был снят "без души". Может быть, я ошибаюсь. Но я не увидела в нем ничего по настоящему личного, тонкого и пронзительного - чем, к примеру, богаты советские картины о войне, пусть и Второй Мировой, которые из-за бугра принято ругать за отвлеченность от темы судьбы конкретного маленького человека, крупинки в машине войны. Размытый задний план и, напротив, крупные планы засушенных фиалок, перебираемых пальцами героини, - это еще не попадание в цель. Это только форма, внешняя оболочка, за которой, к сожалению, не так много, как бы странно это ни было, учитывая, как трепетно британцы относятся к наследию Первой мировой войны.

Ну да полно. Поговорим о главных и не очень действующих лицах. Для съемок в фильме было привлечено множество известных актеров. Так, главную роль Веры Бриттейн перехватила от Сирши Ронан шведка Алисия Викандер. Субъективно: это к счастью - Сиршу Ронан в этой роли не очень представляю. Объективно: ничего бы не поменялось, так как и Сирша и Алисия два сапога пара в аспекте актерской игры, по крайней мере, как я могу сделать вывод по их участию в фильмах, связанных с любовью и войной. В первой половине фильма Алисия мне совершенно не импонировала: безжизненное скучное лицо, которое не меняют даже переживаемые эмоции, да и в наряды прекрасной эпохи она выглядела скорее просто наряженной. Во второй половине фильма все меняется, и к завершению истории Алисия выглядит уже настолько слившейся со своим персонажем, что да, ей начинаешь верить. И тем не менее, на 100% Алисия все же не выложилась, - или не смогла. "Вы не из робкого десятка", - замечает о ее персонаже наставница колледжа, но как-то это не особо заметно. Кроме приобретенного горького опыта в героине, представленной Алисией, не заметно ничего, что позволило бы ей стать лицом эпохи. 

Возлюбленного Алисии, Роланда сыграл Кит Харрингтон, и, если честно, как-то он не произвел большого впечатления. Точнее говоря, не произвел впечатления совершенно никакого. В том, что их роман с персонажем Алисии кажется исключительно продиктованным сценарием, их общая вина - его пробуждение и развитие не смогли показать на экране ни та, ни другой. Роланд - персонаж, которого невозможно не жалеть, и тем более печально, что даже в статье о нем и его товарищах по книге в Википедии упоминается, что их имена обессмертила Вера в своих мемуарах. Невольно задумываешься, как оно могло бы обернуться, не будь войны. Но опять же, все эти чувства - заслуга зрителя, а не актера. 

Тарон Эджертон в роли брата Веры, Эдварда, смотрится немного органичнее, хотя казалось бы, он ничего особенного не делает. Но ему в принципе уделено не так много экранного времени, как и остальным персонажам. Все они сыграли эти маленькие "винтики" войны, потеря которых стала заметна для страны только когда стала массовой. Для своего положения в фильме и Эджертон, и Колин Морган, и Джоанатан Бейли справились хорошо, тем более на долю последнего выпала одна из самых удачных сцен фильма - та, где Вера читает трогательное послание Джоффри к своему брату. 

Много известных актеров и на совсем уж вторых ролях. Доминик Уэст в роли отца Веры, Анна Чэнселлор в роли матери Роланда, Ниам Кьюсак в роли жесткой сестры Джонс из лондонского госпиталя, Александра Роач в роли Винифред Холтби - которая, кстати, не только эпизодический персонаж, но и важное лицо из послевоенного окружения Веры Бриттен, ну и, конечно, Хейли Этвелл в роли неунывающей медсестры с передовой. Да и вообще, большинство лиц в этом фильме знакомы, пусть и не всегда вы знаете их по имени, но точно где-то видели. Конечно, немного жаль, что нельзя дать какой-то более развернутый отзыв об образах этих актеров, представленных в "Заветах юности", такие они микроскопические.

Однако несмотря на обилие известных лиц в актерском составе, "Заветы юности" не снискали особенной популярности у российских прокатчиков. Так, этот фильм даже не показали в моем городе, который, к слову, пятый по величине город России, бывшая третья столица. Возможно, это связано с тем, что книга, по которой снят фильм, те самые мемуары Веры Бриттен на русский не переведены, так же, как и многие другие литературные произведения о Первой мировой войне. Была надежда, что, возможно, одновременно с выходом фильма, переведут и издадут и книжный оригинал, но нет, видимо, ни одно издательство не посчитало это выгодным. Конечно, для нас, в России, память о Первой мировой войне замутнена не только советским ярлыком "империалистическая", но и ужасами последовавшей по ее следам Второй мировой, но говорить о ней все-таки необходимо.

Мне хочется верить, что книга Веры Бриттен, хоть и нет возможности  с ней ознакомиться, все-таки выделяется среди книг о войне благодаря промежуточному положению между изложением фактов и близостью к конкретной личности, пережившей все то, о чем в ней рассказывается, и ее несомненному таланту. А фильм  вышел вот таким: с хорошей задумкой, говорящий о таких важных вещах, но такой поверхностный, неоригинальный и, увы, почти бездушный.



Комментариев нет