Убийство на пляже | Бродчерч | Broadchurch (2013)

Как я ни стараюсь, я никак не могу приноровиться смотреть новинки вовремя. Опоздание на год или даже два – для меня это более чем норма. Увы. "Бродчерч" успели посмотреть не только ценители британских детективных сериалов, но и все любопытствующие полуночники благодаря Первому каналу. А я добралась до него только в конце 2014-го года.

Сюжет, наверное, известен большинству. На одном из пляжей маленького английского городка Бродчерча найдено тело мальчика-подростка. Горожане в шоке: мало того, что семейство Латтимеров все отлично знают и мальчик рос на их глазах, так вдобавок становится очевидным, что  убийца Дэнни Латтимера - не сумасшедший чужак, а один из них... И в городе поселяются недоверие и страх, горожане начинают подозревать друг друга, а местные газетчики подливают масла в огонь, вынюхивая скрытые от посторонних глаз секреты. Мало-помалу маленькая трагедия Бродчерча становится объектом пристального внимания обывателей всей Англии. В это время офицер полиции Элли Миллер (Оливия Колман), вынужденная сотрудничать с заезжим детективом-выскочкой Алеком Харди (Дэнид Теннант), идет по следу преступника, не догадываясь, куда приведет ее это расследование. 

Итак, снова маленький английский городок, снова скелеты в аккуратных платяных шкафчиках горожан, снова детектив-чужак, которому предстоит рассекретить хитро сокрытые от посторонних глаз взаимоотношения местных, и отыскать тем самым убийцу. М-да, фабула не нова. Однако тем не менее "Бродчерч" уже попал во все возможные неофициальные списки лучших сериалов всех времен и народов, будучи отмеченным зрителями, как прекрасно снятый, держащий в напряжении от открывающих до финальных титров, отличающийся замечательным актерским составом и непредсказуемым ходом расследования. Да, и еще как бонус отличный саундтрек, над которым хлопотал исландский кудесник Олафур Арналдс.

Впрочем, надо мной волшебство "Бродчерча", видимо, не властно. Возможно, я ожидала слишком многого? В первые минуты экранного времени мне даже казалось, что ожидания оправдываются. Но нет, не сложилось, не срослось. Впрочем, не поймите меня неправильно, "Бродчерч", без сомнения, куда более качественный сериал, нежели большинство телевизионных продуктов (хотя по моим ощущениям, даже рядовые детективные сериалы всегда делают чуть более качественно, чем рядовые же костюмные драмы, например), но если попытаться мыслить шире, понимаешь, что канал ITV накормил тебя фабричным полуфабрикатом. 

Завораживающие виды Дорсета? Ну, нам покажут пару десятков раз утес и прибывающее к нему море, а виды одни и те же. Музыка? Олафура Арналдса я тоже очень люблю, но опять же, конечный результат не назовешь разнообразным.  Саспенс? Пожалуй, но методы нагнетения уже писаные-переписаные: мать спрашивает сына, не вел ли себя необычно убитый мальчик, на что тот энергично мотает головой и слишком демонстративно отвечает, что нет. Дальше идет уже набившее оскомину «Я люблю тебя» - «Я тоже люблю тебя» - «Давай обнимемся», и мы понимаем, что мать этим ответом вполне удовлетворилась, в отличие от проницательных зрителей. Подтверждение этому не заставит себя ждать.

Актерский состав - вот, пожалуй, сильная сторона "Бродчерча", в которой его не упрекнешь. Уже одно то, что в главной роли Дэвид Теннант дает сериалу множество очков, поскольку Теннанта все обожают (кроме меня - я "Доктора Кто" не смотрела). Другая половинка "броманса" - Оливия Колман знакома мне только по "Тринадцатой сказке", как и остальные актеры - все по каким-то своим предыдущим работам на британском телевидении. По лицу знакомы все или почти все. Терпеть не могу давать комментарии по актерской игре, поскольку, ну что тут можно сказать человеку, никак не связанному с пониманием, когда актерская игра хороша, а когда нет? По моим ощущениям, сыграли все очень ровно. Верит ли им зритель? Думаю, верит. Есть ли примеры выдающейся актерской игры? Думаю, нет. Впрочем, забегая вперед, отмечу, что меня все-таки поразило, как смотрелась в кадре Холли Бёрджесс... не каждому актеру, а тем более такому юному, как Холли, под силу так глубоко проникнуть в зрительскую душу.

Подобно любой крепко сбитой детективной драме, "Бродчерч" с первой же серии "взял моду" неожиданно заканчиваться, каждый раз зарождая сомнение в зрителе - а может, вот тот убийца? Или вот этот? В итоге зрителю начинает казаться, что он смотрит не сериал, а теннисный матч. Но все это время за их спинами стоял настоящий убийца, которого не подозревала ни одна живая душа, а ваша покорная слуга и вовсе забыла о его существовании и подозревала отца семейства. И, откровенно говоря, это тоже снижает качество "Бродчерча" в моих глазах - какой же это низкий прием! Скрыть настоящего преступника от пытливых глаз зрителя, чтобы в нужный момент правда выскочила наружу и все закричали, что их как обухом по голове ударило. В общем, это дает, конечно, нужный эффект, но не назову концовку оригинальной. У мальчика не оказалось никаких особенных тайн. У человека, совершившего убийство, не было никакого особенного повода для убийства, как могло показаться. Вообще, "Бродчерч" скорее прикидывается детективом, а в сущности это ни что иное как повесть об одной семье, и о том, как она пыталась справиться с горем и выжить.

Таковы были мои мысли после просмотра первого сезона «Бродчерча». Тогда я еще не знала, что будет второй сезон, а когда узнала об этом, почувствовала недоумение. Казалось бы, история уже сказана? Будет ли второй сезон продолжением первого или Алека Харди с (Элли) Миллер ждет новое дело? Хотя до новых ли им дел?!



Второй сезон, который я также начала смотреть с опозданием, хотя и не таким существенным, как в случае с первым (когда весь мир смотрел третью серию, я добралась до первой) оказался посвящен судебному процессу над убийцей и... расследованию того самого резонансного дела Алека Харди, которое он не сумел раскрыть, чем навлек на себя гнев общественности.

Действительно, как часто мы следили за расследованием, и одновременно со щелканьем наручников, захлопывающихся на запястьях преступника, сыто кивали головами. С этим все понятно, мол, что бы дальше посмотреть. Но кому как не выпускнику юридического факультета знать, что на этом история одного преступления отнюдь не заканчивается, как история любви не заканчивается со свадьбой.

Идея сценаристов показать судебный процесс воодушевила меня, и я приготовилась с интересом следить за опросом свидетелей и напряженной игрой адвоката и обвинителя, тем более что во втором сезоне стало больше красивых съемок, больше напряженных моментов. Но в итоге... он оказался еще большим пшиком, чем первый. Сначала они растянули на восемь серий расследование ординарного преступления, но хотя бы отразили, какой эффект оно имело на семье потерпевшего и на его ближайшем окружении. Во втором сезоне нас кормят объедками - снова персонажи переживают те же самые моменты, теперь по щелчку пальцев искусной лондонской адвокатши.

Сам же судебный процесс показался мне фарсом. Не сильна в уголовно-процессуальном праве Британии, так что не могу сказать, насколько его отражение в "Бродчерче" истинно или ложно, но если сначала он вызывал у меня недоумение - Наводящие вопросы. Прямые обвинения. Уже этого достаточно, - то в конце я уже не могла удержаться от гримасы, когда процесс скатился в цирк со лжесвидетелями и публичным копошением в грязном белье горожан. Впрочем, не могу не сказать, что сторона защиты и правда проделала неплохую работу, отыскав слабые места расследования, о которых мы, конечно, смотря сериал не задумываемся.

Касаемо вердикта присяжных, в принципе, он с легкостью просчитывается еще на первых сериях. Впрочем, меня немного напрягло, что мы так и не услышали от самого убийцы, считает он себя виновным или нет, искренне, а не по указке адвоката. Косвенно он говорит об этом, но прямо - никогда. Думается, мы можем исключить одну из вероятных причин такого поведения - отображенную в американском римейке "Бродчерча", но в целом ситуация, несмотря на вердикт, осталась расплывчатой.

Поэтому больший интерес во втором сезоне ожидаемо вызывает старая-новая сюжетная линия с резонансным делом Сэндбрука, тем самым, которое довело Харди до недоброй славы полицейского отщепенца. Ему удается рекрутировать Элли Миллер сотрудничать с ним для неофициального расследования Сэнсбрукского дела, чтобы играя в хорошего и плохого копа они могли выведать реальные обстоятельства происшедшего у важного свидетеля, над которым Харди установил своеобразное шефство - жены главного подозреваемого, которая постоянно меняет показания, но уж больно подозрительна - и явно что-то знает, но не говорит.

В общем, грубо говоря, половину экранного времени, посвященного Сэнсбруку, Харди с Миллер нянчатся с Клэр Рипли. И еще немного с Ли Эшуортом (Джеймс Д'Арси, между прочим), который неожиданно возвращается с континента, куда укатил, как только с него был снят арест. Клэр что-то знает, но каждый раз дает новые показания, неизвестно насколько близкие к реальности, Ли наносит визит Харди и советует ему обратить внимание, так ли чисто само потерпевшее семейство. Опять теннис! Какое-то развитие в этом болоте начинается только в последней серии и приводит оно к еще более неожиданным и неприятным открытиям, нежели в первом сезоне.

Да, товарищи, я очень разочарована вторым сезоном Бродчерча. Хотя, если вы внимательно читали, то знаете, что не то, чтобы я была им особенно очарована. Но весь второй сезон как-то особенно пуст. А концовку вообще слили. Такое ощущение, будто финал сериала был снят наспех, поэтому он такой дерганый и нелогичный. Половина событий осталась без объяснения. Многие "улики", разбросанные по сериалу, оказались фикцией. Много филлеров - герои появляются просто чтобы сказать два слова и исчезнуть, как в деле Сэнсбрука, так и в судебном процессе над убийцей Дэнни Латтимера.

Остальную часть рецензии я уберу под кат, чтобы уберечь читателей от спойлеров.




Личности убийц Пиппы Гиллеспи и Лизы Ньюберри показались мне либо взятыми, что называется, с потолка, либо недостаточно подкрепленными с субъективной стороны. Ну, например, то, что Рикки Гиллеспи, отец семейства, не так уж чист на руку - это довольно предсказуемо (что само по себе не есть хорошо). Но его реакция, отображенная в ретроспективе событий, - вызывает вопросы. Почему он поверил Клэр на слово и даже не потрудился выяснить, действительно ли Пиппа не перенесла дозы средства, которым он велел ее напоить, особенно учитывая, что она оставалась в доме одна с чужими людьми? Какой отец вообще согласится поступить так со своей дочерью - спрятать ее тело "на время"?! В голове просто не укладывается. А ведь из его поведения следует, что он любил свою младшую дочь. Вопрос о его отношениях с Лизой, вообще остается открытым.

Однако если с Рикки Гиллеспи все понятно, то причастность Ли Эшуорта к убийству Пиппы вообще какая-то нелепица. Во-первых, потому что он был главным подозреваемым у Алека, так что это банальность (а Алек у нас прям сэр Харди Великолепный, который ни в чем не ошибается), хотя замысел я оценила. Во-вторых, потому что его поведение в таком случае нелогично: в Бродчерче он кажется человеком уравновешенным, неужели этот человек всего пару лет назад так испугался за свою вонючую шкуру, подумайте, только услышав, что малолетний ребенок думает о его причастности к убийству? Неубедительно. Зачем он вернулся из Франции? Зачем посоветовал Харди поинтересоваться РиккиГиллеспи, неужели думал, что Харди выпустит его из зубов? Да и вообще, сладкая парочка love-hate Ли и Клэр не производят впечатление партнеров по преступлению. По их поведению можно было сделать вывод, что они что-то знают, но что они - убийцы? Ну уж нет.

Впрочем, Клэр для меня так и осталась закрытой книгой. Кто она - патологическая лгунья? Зачем она рассказала Ли о мыслях Пиппы, специально, чтобы тот перепугался и пошел ее убивать? Наконец, почему Алек принял такое деятельное участие в ее судьбе? Не-по-нят-но. 

Как я говорила, финал Сэнсбрукского дела совпал с финалом судебного процесса по делу Бродчерчскому. Финал, опять же возьму на себя труд повторить, - предсказуем. Многие, к моему недоумению, предполагали, что освободившись из-под стражи, Джо Миллер будет убит, и это ляжет в основу третьего сезона, который уже был официально анонсирован. Конечно, создатели "Бродчерча" виновны в незамысловатой фабуле своего детища, но уж не настолько.

И все же тут сценаристы сумели выделиться и устроить второму сезону "Бродчерча" вроде бы шикарный финал - все горожане собираются, чтобы изгнать из своих рядов Джо Миллера, таким образом, взяв на себя обязанности присяжных. Отлично, но где у этих людей логика?! Окей, они не могут подать апелляцию. Пока. Нужны какие-то новые обстоятельства. Можно сказать, что с вероятностью получить такие обстоятельства, они распрощались. Не говоря уже кое о чем другом. Дело по обвинению Джо Миллера закрыто, это так. Но дело об убийстве Дэнни-то это не делает закрытым! И что, в третьем сезоне и дальше будут искать, кто убил Дэнни Латимера? Третий сезон подряд?



Что ж, нам остается только ждать и надеяться.


Следующим в моем списке к просмотру значился мини-сериал «Праздник мая». Так уж получилось, что я услышала об этих двух телешоу одновременно и теперь в моем сознании они предстают исключительно в спайке. Впрочем, сюжетно они тоже связаны. Посмотрела «Бродчерч» - значит, пора смотреть и «Праздник мая». Написала рецензию на "Бродчерч", значит рецензия на "Праздник мая" следует.  

Комментариев нет