Кира Касс «Принц», «Гвардеец»

Наверное, если кто-то все же читает мой цикл рецензий на трилогию «Отбор», то вполне пойму недоуменный вопрос: зачем ты вообще их читаешь, раз они такие плохие? Так вот. Я смеялась до колик! Так что свои плюсы в плохих книгах тоже имеются. 

Сегодня я на финишной прямой и напишу рецензию на последнее прочитанное мной в рамках трилогии, пока заключительный том «Отбора» еще не вышел на русском. Итак, как любой уважающий себя автор книг для подростков, Кира Касс не смогла вместить свой писательский талант в три жалкие книги по 300 страниц каждая и выплеснула его в три дополнительных рассказа. Пока выпущены только два: «Принц» и «Стражник» от лица Максона и Аспена соответственно. Если не ошибаюсь, издательство «Азбука» выпустило их на русском под одной обложкой, но на момент прочтения рассказов этого издания еще не было, поэтому читала на английском. Язык Киры Касс мягко говоря несложный, да и, надо сказать, эти две коротенькие истории немного реабилитировали ее в моих глазах, поскольку оказалось, что кое-какие навыки кудесника слова у нее все-таки имеются. Перевод на русский, конечно, представил ее как совсем уж топорного писателя, кормящего читателей «объедками», то есть шаблонными словосочетаниями и выражениями. Это приводит меня к мысли, что русский язык — эдакая лакмусовая бумажка, обличающая «ремесленников», а не мастеров прозы. 

- I -

«Принц» — повесть скучная просто до зубовного скрежета. И, что самое главное, ее сюжет можно вместить в один абзац: в день своего совершеннолетия Максон присутствует на устроенной по этому поводу вечеринке и отчаянно скучает. Единственная отдушина — новая встреча с подругой детства, французской принцессой. Девушка признается ему в любви и просит отменить Отбор, но это, разумеется, невозможно. Бросив принцу, что он еще приползет к ней, когда его любовь так же отвергнут, принцесса уходит, и оставшуюся часть повести Максон терзается, как девочка, влюблен он или нет, а потом встречает Америку и это и так бессмысленное мыслеблудие наконец теряет смысл. Его восприятие первых дней «Отбора» и знакомства с Америкой банально донельзя и предугадывается с легкостью. Интерес представляет разве что для тех, кто хотел узнать, почему выгнали другую «пятерку», участвовавшую в отборе вместе с Америкой.


Впрочем, через этот рассказ Кира Касс добавляет еще пару штрихов к портрету короля Кларксона, убеждая читателя, что в его браке с королевой Эмберли, скорее всего, не было никакой любви, одна «региональная политика», и вообще он семейный тиран, лайт-версия. Наверное, трилогия закончится все-таки революцией.


- II -

А вот рассказ «Стражник», в переводе — «Гвардеец» мне очень понравился. Во-первых, он куда более динамичен, особенно в сравнении с «Принцем», но стоит особняком и среди полноценных томов «Отбора». Во-вторых, он куда глубже. Проблемы, на которых фокусируется рассказ, отличаются от «любит — не любит» остального «Отбора», потому что действующие лица тут —  служанки, стражники, в общем, изнанка дворца. И, к тому же, изнанка событий «Элиты». 

Помнится, в рецензии на первую книгу трилогии, я упоминала, что персонажи тут очень картонные, особенно второстепенные персонажи. И особенно это относилось к Селесте — главной сопернице Америки, которая описывается как развязная топ-модель. В образе Селесты соединились все возможные клише о моделях родом из 90-х, об избалованных стервах, о богатых женщинах. В «Гвардейце» автор наконец показывает Селесту более-менее настоящим человеком. Это радует. 

Но самое главное тут, конечно, не Селеста. Рассказы призваны составить наконец мнение о мужских персонажах истории, если читатели ранее его не составили, возможно, взглянуть на них со стороны, с нового угла.  Кажется, Максон куда популярнее у читателей, нежели Аспен, и у этого есть свои причины. Такой он... галантный, благородный, привлекательный, умный, понимающий, в общем, все сопливо-мужские эпитеты — его. Но вот в чем штука... Ему уделялось больше времени. А в этом рассказе наконец раскрывается и образ Аспена — в предыдущих книгах он схематичен и представлен не более чем парнем-по-соседству, а своей убойной мужицкой логикой скорее раздражает. Здесь же Аспен предстает как независимая, зрелая личность, особенно в отношениях с Америкой. Аспен уверен в себе и знает, чего хочет. От этого персонажа словно исходит мягкий свет, в процессе чтения можно почувствовать его энергию. Конечно, Кира Касс — автор слабый, и Аспен все равно получился эдакой противоположностью Максона, чьи черты все еще схематичны, но уже нанесены на бумагу более уверенными, четкими линиями, с множеством дополнительных легких штрихов.

Подводя итог: в конце книжных серий читательницы обычно желают, чтобы все завершилось благополучно и героиня составила счастливую пару с тем из соперников, кто больше нравится самой читательнице. Несмотря на то, что мне больше нравился Максон (хотя сейчас и не знаю даже), я надеюсь, что Америка останется с Аспеном. Точнее не то чтобы надеюсь, мне-то какая разница, просто такой исход кажется наиболее правильным и естественным. Я с сомнением отношусь к парам «мы с первого класса вместе», но возможно это как раз тот случай, когда между людьми глубокая и давно укоренившаяся связь, и, наверное, нет смысла ее разрывать в пользу отношений с Максоном. К тому же, думаю, Америка с Максоном - не пара, это стало ясно в конце «Элиты», да и из Америки не выйдет королевы. Но подозреваю, что автор все же соединит ее с Максоном... надеюсь только, что если исход будет таковым, она не слишком опорочит Аспена и не заставит его росчерком пера совершить какой-нибудь гнусный поступок. 

Самая высокая пока оценка цикла,


и мой интерес к трилогии «Отбор» Киры Касс уходит на хиатус до выхода заключительной книги — «Единственной». Не хочется сейчас напрягаться и читать в оригинале и уж тем более в любительском переводе. 

Отбор ● Элита ●  Принц & Гвардеец ● Единственная ● Королева ● Наследница

Комментариев нет