i'm a good detective! and a poor policeman.

«Эндевора» следовало бы поместить в мою собственную палату мер и весов, как образец идеального телесериала. Воистину примечательное сочетание декораций 60-х, актеров, городских пейзажей, а главное, интеллигентного, захватывающего и непревзойденного эстетически расследования, которое удерживает у экрана, словно магнитом. 

Детектив-констебль Эндевор Морс (Шон Эванс) так не похож ни на болтливого хвастуна Шерлока, ни на других своих товарищей по детективному ремеслу. Он тихий, спокойный человек, переживший  свою собственную войну и перегоревший внутри. Пока его ровесники проводят время в сомнительных ночных клубах, пьют алкоголь и веселятся с девушками, Эндевор слушает любимые оперные партии и размышляет. Он - the type who watches ladies safely home, как мы узнаем в завершающей серии. И когда обнаруживается, что Эндевор способен язвить и саркастически закатывать глаза, зритель испытывает, кажется, культурный шок. 

Итак, Эндевору (а вы узнали в нем знаменитого инспектора Морса?) предстоит расследовать самые изощренные преступления, которые только могут произойти в Оксфорде, снискать себе славу поющего детектива и даже встретить своего собственного Мориарти. Поначалу шеф полиции настроен скептически - уж очень отличаются методы Эндевора, который, кажется, «will find something suspicious in a saint's sock drawer» от принятых в полиции! Но когда оказывается, что в основном он прав, всем приходится прислушаться. 

Конечно, мне очень нравится Эндевор. Да и как он может не нравиться? Однако и другие, менее заметные партии оркестра примечательны. Например, инспектор Фред Фёсдей (Роджер Аллам). Он замечает потенциал в Морсе и старается «присматривать» за ним. Меня очень тронул один из эпизодов в серии Fugue, когда Фёсдей приводит набегавшегося и раненого Морса к себе домой, и пока они с женой квохчут над ним, Морс засыпает. Фёсдей накрывает его пальто и уходит, а к моменту пробуждения за столом уже собирается вся семья, и, таким образом, Эндевор тоже оказывается принятым в семейный круг. Фёсдей кажется очень честным человеком, пусть таким и трудно в жизни.


Ну а еще противный выскочка Питер (Джек Лэски), вот уж кто устроится как подобает. Дитя своего времени, прокуренный, поджарый, handsome. Он тоже по своему важен в качестве противовеса Морсу, хотя и неприятно осознавать, что он станет в будущем его боссом. Ну а когда Питер начинает издеваться над Эндевором, хочется просто дать ему в нос. Фраза, сказанная Фёсдеем о Морсе, в случае с Питером отражается зеркально: он хороший полисмен, но в интеллектуальной сфере расследований совсем не так хорош.

А еще суховатый шеф полиции Брайт (Антон Лессер), сначала отказывающийся видеть в Морсе потенциал и посмеивающийся над ним; полисмен Стрендж (Шон Ригби), у которого напротив устанавливаются доброжелательные отношения с Морсом, несмотря на их первую встречу («Strange»«What is strange?»). Ну и, конечно, разнообразные барышни, которых Эндевору приходится оберегать, попутно нося в душе камень драмы, о которой не рассказывается. Впрочем, мне показалось, что события пилотной серии также можно назвать драмой, однако в самом сериале они совсем не упоминаются и это странно. Неужели они думают, что если человеку пришлось вытаскивать кого-то из петли, то он это так быстро забудет?..

Из таких барышень мне более всего запомнилась, конечно же, Элис МакКой, появляющаяся в серии Fugue. Для Эндевора это девушка из прошлого, а для зрителя - носитель информации об этом самом прошлом, в которое нас не посвятили. Впрочем, запоминается Элис не этим, а скорее своей убийственной логикой: повстречав Морса и разузнав что к чему, она пытается сблизиться с ним, уверяет, что она будет всем довольна и ей хватит тот небольшой крупицы любви, которую он мог бы ей дать, ну а затащив человека в постель, сообщает, что быть на вторых ролях ее не устраивает. Конечно, можно по-разному интерпретировать произошедшее между ними, но мне показалось, что это лишь еще один штрих к портрету Элис, да и, думаю, она будет счастливее, окрутив сына директора фабрики, да и Эндевору будет куда лучше вдали от этой особы. 

Качество серий - великолепное, хотя и неоднородное. Лучшей в сезоне мне показалась серия Fugue, поскольку она самая динамичная и атмосфера тайны в ней наиболее ярко выражена, хотя и рановато они заставили Эндевора встретить такого противника, да и финал показался мне немного скомканным. Затем идет прекраснейшая Girl, пожалуй, наиболее эстетичная серия из всех, не в последнюю очередь благодаря Оливии Грант и Софи Стаки, по сюжету - таким разным сестрам, дочерям сэра Эдмунда Слоана, одного из конструкторов ядерной бомбы. Серия Rocket меня сначала разочаровала, но впоследствии оказалось, что не только с позиции сюжета, но и с эстетической точки зрения эта серия хороша, хотя и немного проигрывает указанным выше.

А вот серия Home понравилась меньше всех. Даже несмотря на то, что мы узнаем больше об Эндеворе и его семье, да и сверкающая атмосфера ночного клуба должна была чисто прозвучать. Но нет. Не прозвучала. Интересная сюжетная линия, но опять же, несколько смазанный финал. Как мог опытный инспектор полиции оставить детектива-констебля один-на-один с женщиной, подозреваемой в совершении убийства, да еще и при наличии оснований полагать, что она только что совершила еще одно убийство! А наш детектив-констебль и рад стараться: взял и повернулся к ней спиной. Разумеется, это было сделано, чтобы мы, зрители, как следует поволновались, но лично мне и прошлого раза в библиотеке вполне хватило.


Впрочем, отмечая высочайшее качество сезона в целом, я не могу не сказать также, что первое место в иерархии серий все же занимает пилотная серия. Нечасто такое бывает, чтобы пилот был выполнен с таким мастерством, как правило, это все же проба пера (впрочем, насколько я поняла, пилотная серия «Эндевора» идет как самостоятельный телевизионный сериал, отсюда видимо и качество съемки). Мне пилот также понравился еще и потому, что в ней Эндевор совсем не пьет. Для меня это характеристика почти такой же силы, что и его нежная любовь к опере. 

Ну а вообще, я говорю сейчас абсолютно серьезно, «Эндевор» несомненно лучший сериал года. Хотелось бы надеяться, что все будет благополучно, сериал будет сниматься и радовать нас новыми тайнами и их элегантными разгадками. А пока у «Эндевора» все-таки есть один серьезный недостаток. Он состоит в том, что в первом сезоне всего четыре серии! Пусть они и полуторачасовые, но этого очень мало, и хочется еще. 

Комментариев нет